Профилактика наркомании в подростковой среде

Для родителей на тему:  «Профилактика наркомании в подростковой среде»
Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Это время можно сравнить с остановкой Ивана-Царе­вича на развилке дорог около камня: «Налево пойдешь… на­право пойдешь…» В одну сторону – путь к реальной взрослости, сопровождающейся принятием на себя ответственности за свою жизнь, пониманием смысла собственного бытия, ощуще­нием жизненного счастья. В другую – к взрослости иллюзор­ной, инфантильной или в некоторых случаях асоциальной, к взрослости с эмоциональными и физическими проблемами.
Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки одной из форм протеста выбирают употреблением наркотиков. Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков и правонарушениях.
Сегодня в России каждый третий старшеклассник успел попробовать на себе действие наркотических веществ. Подростковая и юношеская наркомания в настоящее время перерастает в проблему национального бедствия. Наркотики в молодежной среде распространяются подобно цепной реакции.
Разрешите мне рассказать вам одну легенду, которая позволит нам расставить все точки над i. «Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги… «Разве тебе безразлична судьба детей?»- спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это».
Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься профилактикой.
Причин, по которым подростки начинают пробовать различные наркотически действующие вещества, множество. В целом их можно разделить на две группы.
К первой группе относятся личностные отклонения и психические заболевания самого подростка, из-за которых он не может реализовать себя иным способом и ищет веселья и необычных ощущений в приеме спиртного или наркотиков. В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания. Некоторые из них впервые проявляются именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма, и многие скрытые заболевания могут обостриться. Некоторые врожденные заболевания существуют уже с раннего детства, а в подростковом возрасте их проявления могут стать более явными.
Когда ребенок воспитывается в благоприятной обстановке, если в семье его обучают нормам поведения в обществе, формируют положительную нравственно-этическую позицию, объясняя, что позволено делать, а что непозволительно, если при провинности ему спокойно и дружески объясняют, без физических наказаний и иных травмирующих психику воздействий, то есть возможность корректировать его поведение.
Ко второй группе причин, по которым подростки начинают пробовать наркотики, относятся специфические особенности поведения, свойственные именно этому возрасту, из-за чего подростки часто не могут противостоять внешнему отрицательному влиянию.
Что же является основными причинами употребления наркотиков подростками:
1.
Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
2.
Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности. Поскольку нравственность в основе своей предполагает прежде всего свободу выбора, направления и способов действия. Мы так боимся, чтобы наши дети наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем им жить,
При гиперопеке у ребенка не формируются и не закрепляются навыки самоконтроля и саморегуляции. При ослаблении контроля со стороны старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Необходимо помнить, что искусственно сдерживаемая путем запретов активность ребенка, все равно найдет какой-либо выход, и, скорее всего, он будет неожиданным и неблагоприятным. Важно понять, что безусловное подчинение, которого вы добиваетесь от своих детей, подавляет способность человека к самостоятельному анализу жизненных ситуаций, возможность самому разобраться в поведении и личностных качествах других людей. В итоге — препятствует выработке собственных позиций, решению выбора, умению сказать «Нет», в том числе и на предложение попробовать наркотик.
Подростки могут пристраститься к наркотикам по той причине, что это модно в их компании (ведь все употребляют наркотики те или иные в том или ином виде), да, кроме того, подростками движет и интерес к ним.
Подростки могут начать употреблять наркотики из-за подавленного состояния, несчастной любви, отчаяния. Родительская любовь является важным условием нормального личностного развития ребенка и создает основу для удовлетворения основных его потребностей.
Большинство современных подростков — акселераты, но в своем поведении и эмоциональных проявлениях многие остаются инфантильными. Это означает, что их поведение и эмоциональные реакции напоминают поведение детей. Несмотря на кажущуюся «взрослость» и высокий рост, у них могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, незрелость психики, внушаемость, подверженность чужому отрицательному влиянию, склонность к подражанию, беспечность, легкомыслие, неспособность правильно оценить возможные последствия своих поступков, неразвитое чувство ответственности и долга.
Подростки не всегда способны критически оценивать себя и свое поведение. Они требуют от взрослых, чтобы к ним относились иначе, чем к младшим школьникам, так как они стали внешне выглядеть взрослыми и считают себя таковыми. Им хочется быть самостоятельными, а они еще не имеют возможности самостоятельно зарабатывать, в материальном отношении зависят от родителей, а в школе их поведение контролируется учителями. Поэтому они находят компенсацию своей зависимости вне дома и школьных стен, в подростковых группах, где каждый стремится завоевать «авторитет» доступными ему способами и средствами, которые популярны в данной группе, но разительно отличаются от требований, предъявляемых учителями и родителями.
В прежние годы были популярны занятия детей и подростков в различных спортивных, художественных секциях и кружках, и многие из них были заняты интересным для них делом. Сейчас большинство спортивных и прочих секций стали платными и далеко не каждая семья может позволить себе такие расходы.
Вряд ли сейчас встретишь группу школьников, увлеченно подметающих школьный двор или благоустраивающих спортивную площадку. Даже спортом многие из них не хотят заниматься, поскольку он перестал считаться престижным, за исключением тех видов, которые предназначены для самообороны или нападения. Занятия спортом требуют упорства и труда, а сидеть во дворе или гулять гораздо проще.
Собираясь в группе сверстников, многие подростки не могут придумать себе какого-то интересного занятия. Они сидят во дворе или бесцельно бродят по улицам в надежде на какое-то «приключение», которое разнообразило бы их жизнь. Со временем они сами находят себе такие «приключения» и развлечения, которые чаще всего имеют асоциальную направленность. Безусловно, такое бесцельное времяпрепровождение свойственно далеко не всем подросткам.
Несовершеннолетние обычно начинают выпивать или принимать наркотически действующие вещества в группе сверстников или под влиянием взрослых. Независимо от того, есть ли у подростка психические отклонения или нет, групповые нормы поведения и склонность к подражанию приводят к тому, что если хотя бы один из сверстников пробовал спиртное или наркотики, то начинает выпивать или принимать наркотические вещества вся подростковая группа. Если кто-либо из членов группы отказывается пить со всеми или принимать наркотические вещества, он становится предметом насмешек; его называют слабаком, трусом, придумывают ему обидные прозвища, что очень болезненно для столь уязвимого возраста. Ребята боятся больше всего не того, что сверстники их изобьют, а именно насмешек своих товарищей. В этом возрасте они еще не уверены в себе и в своих силах, не могут дать достойный отпор на словах, а насмешки и обидные прозвища их очень травмируют.
Этому возрасту вообще свойственна подверженность чужому влиянию, причем с большей легкостью психически незрелые, инфантильные подростки поддаются отрицательному влиянию.
Общение со сверстниками, употребляющими наркотики, является одним из наиболее надежных индикаторов, указывающих на возможность употребления наркотиков подростками, независимо от того, имеют место или нет другие факторы риска. Очевидно, что запретить подростку общаться с такими друзьями – задача не из легких, однако родители должны приложить все усилия, чтобы создать для ребенка необходимые факторы защиты от возможной наркотизации.
Личностными предпосылками к употреблению наркотиков могут быть следующие:
эмоциональная незрелость;
нервозность;
низкий самоконтроль;
деформированная система ценностей;
неумение удовлетворять свои потребности;
низкая устойчивость к стрессам;
болезненная впечатлительность;
обидчивость;
повышенная конфликтность.
Как ни быстро развивается наркомания, особенно у подростков, все же это процесс, который занимает от нескольких недель (если наркотик принимается внутривенно) до нескольких лет (если речь идет о смесях для курения или опиантах).
В этот период привыкания подросток, строго говоря, еще не является наркоманом. Он просто «балуется», погружаясь в болезнь все сильнее и сильнее. Чем раньше родители заметят признаки наркомании, тем больше шансов вытащить ребенка и меньше риск для его здоровья. Для того, чтобы понять, что происходит с тинейджером, главное – быть внимательнее к нему. Если же вы понимаете, что происходит что-то необычное, не стоит отмахиваться, и делать вид, что ничего не случилось. Впрочем, если у ребенка есть только один-два из нижеперечисленных особенностей поведения, возможно, он просто взрослеет. Многие из перечисленных здесь признаков употребления наркотиков совпадают с типичными особенностями подросткового поведения. Поэтому, не делая слишком поспешных выводов, все-таки нужно попытаться продумать профилактические мероприятия с подростком. Но если признаков больше, то, возможно, пора бить тревогу. Конечно, при употреблении разных наркотиков признаки разные. Но есть и общие моменты – например, особенности поведения.
Итак, стоит обратить особое внимание на следующие особенности, появившиеся у подростка:
1. Начинаются резкие и беспричинные перепады настроения. Энтузиазм, беспричинная резвость и веселость сменяются через какое-то время безразличием, доходящим до апатии. Утомляемость, слабость, сонливость.
2. Меняется ритм сна. Днем подросток засыпает на ходу, а к вечеру становится бодр и весел. Ложится спать очень поздно.
3. Меняется ритм и манера еды. Ребенок то страдает отсутствие аппетита, и отказывается даже от самых любимых раньше угощений. А потом вдруг начинает есть все подряд, не обращая внимания на вкус пищи. Бросается на еду, глотает большими кусками, ест руками из кастрюли или со сковородки.
4. Меняются зрачки. Они или очень узкие, или очень широкие. Кроме того, они почти не реагируют на свет. Это можно легко заметить, если подвести ребенка из темноты к свету.
5. Появляются следы от уколов на теле. В местах иногда самых неожиданных – в подмышечной впадине, под волосами на голове, на локтевых сгибах… всего не перечислить. Стоит насторожиться, когда в жаркую погоду подросток вдруг начинает носить футболки с длинными рукавами.
6. Меняется характер и жизненные приоритеты. Школьные и домашние дела больше не важны. Меняется компания, все реже заходят старые друзья, зато много новых. И вовсе не обязательно выглядящих как наркоманы. О новых друзьях подросток старается ничего не говорить. Не делится своей жизнью, от вопросов уходит, больше молчит.
7. Случаются приступы раздражительности, нетерпимости, агрессивности, может заплакать без повода.
8. Меняется манера разговора. На вопросы тинейджер отвечает после долгих пауз. Он как будто бы отсутствует, и не следит за предметом разговора. Достучаться до него, чтобы обсудить что-то серьезное, очень сложно.
9. Появляется в речи обилие жаргонных слов.Создается впечатление, что ребенок говорит на непонятном языке – особом сленге наркоманов. Родителям стоит поинтересоваться, как примерно он звучит.
10. Меняется внешний вид. Полное безразличие к внешнему виду. Одежда и тело грязные, подростка трудно заставить помыться.
11. Случаются ранее несвойственные слезы, слюнотечение, насморк — внешне похоже на симптомы гриппа. Сами наркоманы, пытаясь скрыть свое состояние, как раз и говорят, что заболели гриппом.
12. Жалобы на сухость во рту. По этой причине дети часто пьют. В связи с этим также может появиться привычка сплевывать.
– исчезновение денег или ценностей из дома;
– увеличение требуемой подростком суммы денег на карманные расходы;
– необычные, неизвестные вам и ранее не встречавшиеся порошки, капсулы, таблетки;
– смятая фольга, иглы или шприцы;
– необычные реакции, например, раздражение, агрессивность, вспыльчивость или чрезмерная раскованность и болтливость;
– необычные пятна, запахи или следы на теле и одежде подростка;
– невнятная речь.
Как же родителям помочь подростку справиться со своим состоянием?
• Прежде всего, у подростка необходимо сформировать четкое убеждение,  что его любят в семье и принимают таким какой он есть со всеми его проблемами и ошибками.
• Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания  и поступки.
• Стараться вкладывать в его сознания приоритеты, направленные на жизненный успех.
• Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства.
•  Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых.
•  Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения.
• Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам.
• Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают.
Мы не можем изменить жизнь так, чтобы нашим детям всегда и всюду было легко и приятно, чтобы их никто никогда не оскорблял и не унижал. Но вполне в наших силах обеспечить ребенку тыл – сделать так, чтобы он всегда знал: он необходим нам и дорог. Поддержка в семье и любовь более всего помогают воспитывать чувство ценности жизни.

 


2010-2016 © 6211.RU | Новомичуринская МРБ · Войти · Версия сайта 1.1 | Powered by WordPress

Top

Goodwin