Санпросветработа: «ПОДРОСТОК И НАРКОТИКИ»
«ПОДРОСТОК И НАРКОТИКИ»
Наркотическая зависимость у подростков часто возникает вследствие психического или эмоционального стресса, часто возникают сложности в школе, дома, во взаимоотношениях с родителями, учителями, сверстниками.
Для того чтобы разобраться в проблеме развития наркозависимости у подростков, для начала важно определиться с основными понятиями.
Итак, наркоманией называется болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотических средств, проявляющаяся психической, а иногда и физической зависимостью. При этом под психической зависимостью понимается неодолимое влечение подростка к наркотику без серьезных нарушений в работе его организма, а физической зависимостью считается состояние, когда подросток не может обходиться без наркотика, поскольку наркотик встроился в обменные процессы его организма. Отказ от наркотика в этом случае вызывает состояние тяжелой абстиненции (ломки). Кроме термина «наркомания», существует еще термин «аддиктивное поведение». Это еще не болезнь, но такое нарушение поведения, при котором подросток может употреблять тот или иной наркотик, но отчетливая зависимость у него еще не сформирована. Исследованиями установлено, что большинство подростков, имевших опыт употребления наркотиков, относятся именно к этой группе.
К наиболее распространенным в нашем регионе наркотикам относятся:
— препараты конопли (гашиш, конопля, марихуана, «план»). Чаще всего они употребляются в виде сигарет, нередко в смеси с табаком. Гашишное опьянение в малых дозах может сопровождаться чувством расслабленности и эйфории, в больших — резко изменяет эмоциональное состояние подростка от приступов безудержного веселья, до мгновений ужаса и паники. Чаще всего гашиш употребляется нерегулярно, только когда соберется «своя компания». В этом случае зависимость формируется медленно, за несколько лет. При ежедневном курении первые признаки зависимости могут появиться уже через 1-2 месяца;
— препараты опия (морфин, героин, промедол, вытяжка из маковой соломки (ханка). Чаще всего употребляются в виде внутривенных вливаний. Вызывают чувство эйфории, ленивого довольства, грезоподобные фантазии. При развитии зависимости становятся необходимым допингом, без которого подросток не способен заниматься даже привычными делами. Зависимость развивается быстро, иногда уже после нескольких вливаний. Наркотик быстро становится главным интересом в жизни; подросток становится лживым, раздражительным, при отсутствии наркотика испытывает тяжелую абстиненцию с депрессией и вспышками агрессивности. Препараты опия могут в короткие сроки изменить личность подростка, разрушить его организм.
Особую группу составляют токсические вещества, вызывающие токсикоманию. К этой группе, прежде всего, относятся препараты бытовой химии: растворители, лаки, некоторые сорта клея, а также лекарственные средства, большие дозы которых способны изменить сознание подростка. Далеко, не все из этих веществ вызывают отчетливую зависимость, однако, регулярное их употребление (например, вдыхание паров бензина или клея) достаточно быстро приводит к тяжелому поражению головного мозга, нарушению памяти, внимания, сообразительности, к общей деградации личности.
ПОЧЕМУ ОНИ ЭТО ДЕЛАЮТ?
Подростковый возраст — возраст становления. Подросток еще плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жить, он торопится войти в мир взрослых людей. Все хочется попробовать, обо всем хочется составить собственное мнение.
Добавьте к этому массу новых проблем — от экономических до сексуальных, первые личные драмы и разочарования, неумение справляться с собственными чувствами и вы поймете, почему именно подросток так уязвим для наркотиков. Вот наиболее распространенные мотивы употребления наркотиков подростками:
• желание не отстать от компании, быть «как все» в своей группе сверстников;
• желание пережить эмоционально приятное состояние («кайф»);
• поиск фантастических видений, галлюцинаций («поймать глюки»);
• стремление «забыться», отключиться от неприятностей;
• любопытство, желание испытать неизведанное.
Кроме внутренних причин, способных подтолкнуть подростка к наркотикам, есть еще и внешние, то есть обстоятельства, в которых реально существует подросток и которые часто от него не зависят. К числу таких внешних причин относятся:
• жестокое обращение с подростком в семье;
• несостоятельность в учебе; алкоголизм родителей;
• эмоциональное отвержение со стороны матери;
• постоянные конфликты между родителями;
• бунт против чрезмерной опеки со стороны родителей. Часто бывает трудно изменить ситуацию в семье или противостоять влиянию подростковой компании, но всегда важно понять, что действительно в ваших силах, чем вы реально можете помочь своему ребенку.
О ЧЕМ ГОВОРИТ ЗАКОН:
Само по себе употребление наркотических средств без назначения врача не является уголовным преступлением. Уголовная ответственность наступает за склонение к употреблению наркотических средств (ст. 230 УК РФ) и за организацию либо содержание притонов для употребления наркотических средств (ст. 232 1 УК РФ).
Какое же наказание предусматривается в каждом из этих случаев? Согласно статье 230 УК РФ, склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет. При наличии отягчающих обстоятельств (например, склонение несовершеннолетнего, угроза насилия и прочее) то же деяние наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет, а при наступлении тяжких последствий — на срок от шести до двенадцати лет.
Согласно статье 232 УК РФ, организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ наказывается лишением свободы на срок до четырех лет. Те же деяния, совершенные организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Кроме того, уголовная ответственность распространяется на такие виды преступлений, как хищение и вымогательство наркотических средств (ст. 229 УК РФ), незаконное выращивание растений, содержащих наркотик (ст. 231 УК РФ), незаконная выдача или подделка рецептов на наркотическое средство (ст. 233 УК РФ).
В то же время Уголовный кодекс РФ даже для лиц, совершивших преступление, оставляет возможность избежать уголовного наказания: «Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества или активно способствовавшее предотвращению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление».
ПРИЗНАКИ ВОЗМОЖНОЙ НАРКОТИЗАЦИИ ПОДРОСТКА:
Так как подросток обычно тщательно скрывает свое пристрастие к наркотикам, родители могут долгое время не догадываться о развивающейся у него зависимости, и спохватываются только тогда, когда подросток уже нуждается в серьезном лечении. Однако если быть внимательным к ребенку, его контакт с наркотическими средствами можно обнаружить по ранним признакам еще до того, как сформируется зависимость. Вот некоторые из таких признаков:
• неожиданные перемены настроения от радости к унынию, от оживления к заторможенности; проявление необычных реакций: взвинченное состояние, раздражение, агрессивность, чрезмерная болтливость, нехарактерные приступы сонливости;
• изменения в поведении: подросток начинает избегать родителей; по телефону отвечает украдкой, односложно; теряет интерес к вещам, которые раньше были важными — друзья, хобби, спорт, школа;
• потеря аппетита или, наоборот, приступы «волчьего аппетита»;
• исчезновение из дома денег, ценных вещей;
• скрытное поведение, лживость;
• появление среди вещей подростка новых предметов: баночек, шприцов, игл, таблеток, капсул и т. д.;
• появление интереса к домашней аптечке;
• появление на одежде необычных пятен или пятен крови, появление странных запахов; стремление подростка даже летом носить одежду с длинными рукавами;
• обнаружение следов уколов или множественных неглубоких порезов на коже по ходу вен;
• появление в лексиконе подростка новых слов, таких как «ханка», «кумар», «приход», «задвинуть» и т. д.
ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ?
Что делать, если у вас появились подозрения, что ваш ребенок употребляет наркотики?
Разберитесь в ситуации. Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке своего сына след укола, это еще не означает, что теперь ваш сын неминуемо станет наркоманом и погибнет. Зависимость от наркотика, хотя и формируется достаточно быстро, все же на это требуется время. Кроме того, бывают случаи, когда подростка вынуждают принять наркотик под давлением или в состоянии алкогольного опьянения. Помните и о том, что многим взрослым людям приходилось употреблять наркотические средства (например, обезболивающие наркотики, масочный наркоз и т. д.). Найдите в себе силы спокойно во всем разобраться. Решите для себя, сможете ли вы сами справиться с ситуацией или вам нужно обратиться за помощью. И постарайтесь с первых же минут стать для своего ребенка не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с надвигающейся бедой.
Сохраните доверие. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику и запугиванию. Это, скорее всего, оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы и произносить запугивающие заклинания. Возможно, для вашего сына или дочери это первое и последнее знакомство с наркотиком. Будет лучше, если вы сможете поговорить со своим ребенком на равных, обратиться к взрослой части его личности. Особенно ценным для сохранения доверия мог бы быть разговор с подростком о вашем собственном опыте (например, о первом опыте употребления алкоголя). Было ли тогда важным для вас почувствовать себя взрослым? Или быть принятым в компании? Или испытать новые ощущения? Не исключено, что подобные же проблемы стоят сейчас перед вашим ребенком. Возможно, что наркотик для него сейчас — это способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.
Оказывайте поддержку. «Мне не нравится то, что ты делаешь, но я все же люблю тебя и хочу тебе помочь» — вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Подросток должен чувствовать, что бы с ним ни произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом, получить понимание и поддержку. Оставайтесь открытым для своего ребенка. Пусть у него как можно чаще будет возможность обратиться к вам со своими трудностями. Постарайтесь найти больше времени для общения и совместных занятий; поощряйте интересы и увлечения подростка, которые могут стать альтернативой наркотику; интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И, наконец, помните, что сильнее всего на вашего ребенка будет действовать ваш собственный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым сомнительным веществам типа табака, алкоголя или определенного вида лекарств. Будьте уверены, дети видят, как вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.
Обратитесь к специалисту. Если вы убедились, что ваш ребенок не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно, и вы не в силах помочь ему, — обратитесь к специалисту. Не обязательно сразу обращаться к наркологу. Если у подростка еще не выработалось стойкой зависимости, и наркотик для него — это способ справиться с личными проблемами, лучше начать с психолога или психотерапевта, которым вы доверяете. Будет очень хорошо, если с психологом сможет пообщаться и сам подросток (при этом важно избежать принуждения). Специалист сможет более точно и объективно оценить ситуацию и вместе с вами и вашим ребенком попробовать найти выход из трудного положения.
Если же вы чувствуете, что у вашего ребенка уж сформировалась стойкая зависимость от наркотика, не теряйте времени — обращайтесь к наркологу. В настоящее время существуют различные подходы к лечению наркомании. Посоветуйтесь с разными врачами, выберите тот метод и того врача, которые вызывают у вас доверие. И помните, для того, чтобы помощь нарколога была эффективна, необходимо искреннее желание подростка освободиться от зависимости. Наркомания — тяжелое и коварное заболевание. Будьте готовы тому, что спасение вашего ребенка может потребовать от вас серьезных и длительных усилий.
Отношения в семье, стиль воспитания, который выбирают взрослые, во многом определяют то, насколько гармоничной будет личность подростка, насколько успешно он будет справляться с жизненными проблемами и искушениями. Возможно, этот материал, поданный форме обращения ребенка к родителям, поможет вам по-новому взглянуть на ваши отношения с детьми
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ОТ РЕБЕНКА:
• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
• Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
• Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить; это ослабит мою веру в вас.
• Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
• Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позднее.
• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
• Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки — смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
• Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.
• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
• Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
• Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
• Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения.
• Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
• И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же…